САРЕК. МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
В Жигулях тесно. Это миф. Четыре туриста в автомобиле ВАЗ-21093 помещаются с двухнедельным запасом пищи и горючего. А сперва казалось, что шансов нет. А на самом деле даже багажник не ставили.
До шведских гор недалеко. Это реальность. 1470 километров обычно удается проехать за двое суток, особенно если водители рулят посменно.
Миновали обе границы, потратив два часа на первую и две минуты на вторую. Вот и предгорья. Виднеются вечные снега, резвятся комары, телефон работает неустойчиво. Завтра ступим на тропу. Это будет в Квикйоке, где и принято оставлять машины.
Собственно, в этот раз идея путешествия была. Горные массивы Parte, Alkatj, Ahpar и Skarki. Они-то и заслуживали внимания как самые альпийские объекты, лишенные внимание в прошлом году. И на главенствующие вершины хорошо бы подняться. Так казалось нам в начале. Духи гор решили иначе.
Как и полагается, на подходах погода была. Но только на подходах. Все дальнейшее сильно напоминало худшие дни на Кавказе: сыро, ветрено и туманно. Для туризма не очень, а для испытания шапок из Виндстопера - вполне.
По Королевской Тропе, как всегда, идется легко. Где надо лежат досочки, где не надо тоже лежат, указатели "налево - направо пойдешь", мостики на цепях, короба для мусора. Шик - блеск - красота.
Сегодня ночуем на холмистой террасе около озера Maskokjavrre. Довольно ветрено, зато без комаров. Рассеяный по тундре вечерний свет вселяет безмятежность. Красота, раздолье, пора в горы!
Наутро встала та самая облачность, которая так и не ушла с высоты 1500 метров. Горы по-пояс - зрелище не больно-то радостное. Придется вносить поправки в план путешествия.
Настоящие альпийские формы просматриваются уже с седловины, что севернее Stuor Jiertta. Из всех возможных ходов на завтра выбираем путь между Tvillingryggen и Lullihatjahkka. Выглядит седловина достаточно проходимой, хоть и покрыта если не льдом, то снегом.
Сегодня горы напомнили о технике безопасности. Это была лишь переправа, но какая! Высоких и тяжелых ноги еще выносили, а мелких и легких пришлось страховать веревкой. Когда ноги страхуемого отрываются от земли, начинается флотация по полной схеме: с широко раскрытыми глазами, криками и счастливым концом.
Так вот, большинство несчастных случаев в Национальном Парке Сарек случается именно на переправах. Все, что вам говорили инструкторы и вы прочитали в книгах о преодолении водных преград, обязательно припомните перед началом похода в этих горах. Пригодится и не раз!
А вот большого удовольствия от преодоления седловины наутро не получилось. Азимут 270, по щиколотку в ледовых болотах, выписывая петли по леднику Barddejiegna, выискивая в плотном тумане проход. Мы тут сегодня не одни - россомаха тоже что-то искала в этих гнилых местах.
Теперь вниз мимо ледового озера в направлении плато Luohttalahko. Так мы срежем угол и попробуем избежать заведомо опасной переправы через Sarvesjahka. Наиболее изящным считается перескок в каньоне. Чуть позже каньон будет обнаружен, однако, на перескок никто не решился. Уж больно зализанные формы и зверский расход воды, хоть и зазор не более метра.
Путь выше по течению в обход Ridatjahkka избавил нас от заведомо печального продирания через мокрые заросли в долине Fadanjunjesjagasj. На одну седловину больше - это вовсе не значит на одну седловину хуже. Здесь все перевалы похожи на 1Б: осыпи, снег, выход на ледник, перевальный взлет, просторная седловина. Горизонтали на карте не врут - почти все читается с листа.
Изначально очень хотелось подняться на доминирующие здесь Kanalberget или Axel Hambergs Topp. Эти две горы знамениты тем, что на них забирались еще в прошлом (пардон, в позапрошлом) веке здешние первопроходцы и народные герои, главным из которых, по всему судя, и является Axel Hambergs.
Но сегодня лишь пара седловин и только-то. Облачность стоит ровненько по их уровню, а подниматься на гору за ради голого спорта безо всяких шансов окинуть взором округу никого не привлекло. Довольствовались необычностью форм седловины между Kanalberget и Sadelberget. Гигантский снежно-ледовый надув такой причудливой формы прежде никто еще не встречал. Весьма живописно, даже в дождь.
Следующий день движения по долинам вознаградился двумя зрелищами, являющими здешний must: виды долины Rapa - главной реки Сарека и ключевого моста Skarja через каньон Smajllajahka. Внушает!
А дальше по тропам и без них, через боковые притоки вброд навстречу многочисленным оленям в долине Alep Basstajahka. Отсюда, малость посомневавшись, отложили восхождение на Ahpar на следующий раз. Причина банальна - ничего не видно и не будет видно наверняка. Тогда на юг - через массив Skarki. Здесь будет перевал между Svirjatjahkka и Unna Skoarkki. Так повелел совет стаи, а раз так, значит надо.
Главная насмешка природы именно в том, что улучшается погода только тогда, когда пора вниз, домой. Ну что ж, посмотрим на горы снизу вверх, поплаваем в каскаде водопадов (здесь полный Фэн-Шуй!) и прокатимся на моторной лодке за деньги небольшие. Клыкоподобная вершина Skierffe здесь поднимается над дельтой реки Rapa в полный рост. На нее необходимо любоваться, судя по брошюрам и картинкам. Вот этим мы и заняты. Не врут брошюры - зрелище достойное, значительно увеличивающее расход фотопленки.
Путь назад в Kvikjokk приятен, несмотря на туман, неизбежный набор высоты и падение в погоне за грибом. Огласили окрестности пением популярных отечественных песен по случаю святому - дня рождения на маршруте. Хай живе, Витя! Любопытен вопрос соседей по ночлегу: Are you from Russia? Молодцы! Догадались! Знай наших!
По Сареку путешествовали:
Виктор Амбросовский
Ирина Бужинская
Вадим Васильев
Дмитрий Муравник.
Вадим Васильев
7.11.01
Kunqsleden - королевская тропа.
Правая снежная седловина - предмет прохождения.
Ледовое озеро вблизи Luohttalahko.
Каньон, предлагаемый к переправе.
Движемся вдоль склонов Sadelberget.
...и под склонами Kanalberget.
Отсюда на юг через массив Skarki.
Проезд на мотосанях стоит 1 МРОТ.